ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 342-81-36

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

ЧЕТВЕРГ 10:00-12:00

22 МАРТА ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ– КУКОЛЬНИК

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такой кукольник? Какими творческими способностями должен обладать он? Где работает кукольник? В чем выражается необходимость этой профессии на войне? Где выступали артисты-кукольники? Известные имена актеров, режиссеров-кукольников, прошедших войну.

 

Конспект занятия НОД по теме: «Профессия победы – КУКОЛЬНИК»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией кукольник, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

Оборудование и материалы: Кукла Петрушка би-ба-бо, ширма, экран, аудиозапись, фотоматериал, видеоматериал по теме «Куклы едут на войну».

Ход занятия

Вводная часть.

(Звучит веселая музыка. В группу входит руководитель театральной студии с куклой Петрушка, надетой на руку. Петрушка звонким голосом выкрикивает разные реплики: «Эге-гей!» «Привет!» «Салют, давно не виделись» и т.д.)

Воспитатель:    Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! Вы узнаете? (ответы детей)

Петрушка:  Разве можно меня не узнать? Я веселый и смешной. Взгляд лукавый, нос большой. Ярко красный колпачок. Лихо сдвинут на бочок. Я веселая игрушка. А зовут меня… Правильно! Петрушка!

Воспитатель: Дорогой Петрушка, мы с ребятами рады, что ты пришел к нам, мы знаем и любим тебя. Просим занять самое почетное и видное место в нашей группе (размещает куклу на заранее приготовленную стойку)

Руководитель студии: Ребята, всем нам хорошо знаком Петрушка – кукла необычная, очень старинная. Появилась она на Руси во времена царствования Екатерины Второй. Ее очень любили и простые люди, и люди знатные, богатые. Петрушка — это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Вы обратили внимание, что Петрушка умеет крутить головой, махать руками, петь, танцевать, разговаривать как настоящий артист И конечно же место такому артисту в театре. В каком театре может выступать Петрушка? (ответы детей)

Руководитель студии: Совершенно верно, в театре кукол.

Основная часть

Кукольное представление – наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол, которых мастерили люди.  Как вы думаете, каким общим именем можно называть человека. Который создает кукол? (ответы детей) Правильно, это кукольник, редкая, сложная, интересная профессия (педагог предлагает детям посмотреть слайды). Как вы думаете, для того чтобы создать куклу, что должен уметь делать мастер-кукольник? (ответы детей)

Кукольник – это мастер универсал. Он немного художник, немного портной, немного механик, немного костюмер, немного гример. И при этом, это человек с творческой фантазией, развитым воображением, с огромной любовью к своему делу, ведь из-под его рук выходит живое существо, подобные ребенку (педагог предлагает детям посмотреть слайды).

Сила театральной куклы в том, что она живая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, животного, птицы. Как же зовут того «волшебника», который оживляет куклу, чьим голосом она разговаривает, поет, смеется, плачет? Под чьим управлением она двигается, танцует, взлетает? (ответы детей) Есть еще одна замечательная профессия в театре кукол Кукольник-артист (педагог предлагает детям посмотреть слайды).

Зачастую так бывает, что мастер-кукольник и кукольник-артист – это один и тот же человек. Это еще раз подчеркивает, что профессия Кукольника многогранна и интересна.  Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной.  Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить ни в каком другом театре.

Воспитатель: В нашем детском саду тоже существует театр кукол. Это наша любимая «Кукляндия». Все вы любите бывать там. Смотреть спектакли и представления, у каждого из вас есть возможность стать не только зрителем, но и ……. Отгадайте загадку, как называется человек, который управляет куклой.

Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку –
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет –
Зовется гордо… (кукловод)

(ответ детей) Совершенно верно!  Кукловод!!! А теперь я предлагаю отправиться в Музей кукол. Там мы познакомимся с куклами, сделанными  руками сотрудников нашего детского сада.  Вспомните, профессию о которой мы говорили и подумайте, как мы их назовем?   Кукольники! Верно! А теперь, вперед за Петрушкой в Музей кукол!

Петрушка: Вперед, за мной!   Я вас познакомлю со своими друзьями!

(Дети перемещаются во вспомогательное помещение «Музей кукол»,  расположенное на третьем этаже.  Там руководитель студии проводит   краткую экскурсию, демонстрирует различные системы кукол (штоковые, маппеты, марионетки и др.), проводит физкультурную минутку)

Физкультурная пауза (текст сопровождается выразительными жестами)

Превращается рука и котенка (показывают «усы»)

И в щенка (показывают «мордочку и ушки»)

Чтоб рука артисткой стала, (выставляют по очереди то правую, то левую руку)

Нужно очень, очень мало:

Театральная перчатка (имитируют надевание перчатки)

Ум! (правую руку кладут на лоб)

Талант! (левую руку кладут на грудь)

И все в порядке! (обе руки вытягивают поднимая большой палец вверх)

Дети возвращаются в групповую комнату.

Воспитатель: Наше занятие мы продолжим разговором о том какую роль играли куклы и  конечно же люди искусства – кукольники в годы Великой Отечественной войны. А нужен ли театр на войне? – спрошу я вас, ребята.  Да не простой театр, театр кукол. Нужен? Кругом бомбежки,  сражения, гибнут люди, рушатся целые города, сгорают дотла деревни, в госпиталях страдают раненные, в тылу изможденные, усталые люди из последних сил работают для фронта. До театра ли им? И найдется ли роль театральным куклам в этой страшной трагедии, разыгранной, к сожалению, не на сцене (педагог предлагает детям посмотреть слайды). Несомненно, наряду с героизмом и мужеством   в трудную минуту всегда находится место искусству. Оно обязано быть там, где невыносимо тяжело, оно призвано поднимать боевой дух солдат, вселять в них веру в победу над врагом (педагог предлагает детям посмотреть слайды).

Петрушка: Да, да, да!

Я Петрушка отчаянный боец!

Я весь фронт прошел!

До Берлина  дошел.

Никогда не унывал,

И бойцам унывать не давал!

Частушки распевал.!  (суетится)

Ой… приземлился мягким местом… (падает на стул)
Голова за то на месте!
Это важно! Головой –
Хочешь – ешь, а хочешь – пой!
Ну-ка, рядовой Петрушка, (сам себе командует)
Запевай свои частушки,
Пусть враг начнет паниковать!
Есть, частушки запевать! (сам себе отвечает)
Тритатушки-тритата  (поет)
Расцветает лебеда,
Скоро клевер расцветет
Наш народ врага побьет!
Тритатушки-тритата
Нам и горе не беда,
Как ромашки расцветут
Гитлеру придет капут!
Тритатушки-тритата,
Зацветает трын-трава,
Зацветет малина
Будем мы в Берлине!

Что приуныли, ребятушки? Похлопайте мне, Петрушке.

Воспитатель:  На этот раз Петрушка не пошутил. Это правда. С началом войны многие театры кукол не убрали в ящик и не забросили пылиться на самую дальнюю полку на время войны своих кукол.  Их призвали на фронт воевать в самом прямом смысле! Призвали, как самых настоящих солдат, защищать свою Родину. Но, как вы понимаете, у кукол свое оружие – они способны подарить радость в самые страшные минуты жизни. И куклы отважно сражались (педагог предлагает детям посмотреть слайды).

Сражались даже под Москвой перед той знаменитой битвой, заставившей отступить фашистские войска. Сражались, как вы понимаете, за ширмой, задорно разыгрывая смешные сценки из жизни Гитлера и его окружения! И добрый радостный смех, а порой и оглушительный хохот молодых солдат разливались тогда в вечернем лесу под городом Малоярославцем. И генерал сказал: «Большое вам спасибо. Нам завтра в бой, а сегодня солдаты будут крепче спать. Хорошее настроение перед боем – это очень важно».  Вот так!

Посмотрите на портрет   этого человека, его лицо выражает   свет и доброту.   Это замечательный кукольник, артист и режиссер Московского театра кукол   Сергей   Владимирович Образцов (педагог предлагает детям посмотреть слайды). С первых дней войны, его куклы отправились на фронт в составе фронтовых бригад. Сам Сергей Владимирович сочинял смешные стихи, писал сценарии спектаклей, в которых куклы не только смешили бойцов, но и поднимали их боевой   дух.  На фронте куклы прославились как смелые и мужественные воины. Они имели такой грандиозный успех, что военные командиры поручили Сергею Владимировичу собрать способных солдат и организовать из них бригады кукольников, чтобы направить их в боевые точки и показывать театральные представления. Вот здорово! Правда?.. Такие солдаты нашлись. Они с великим удовольствием лепили кукол из глины (лучший материал по тем временам для этого наиважнейшего производства), делали папье-маше, шили костюмы. Терпеливо учились управлять своими куклами, с увлечением разучивали смешные сценки про ненавистного Гитлера. А потом разъезжались по разным батальонам сражаться с врагом с куклами в руках. Оказывается, воевать можно не только вооружившись гранатой или автоматом!

Петрушка: Внимание на экран! Вы увидите уникальные кадры тех лет, увидите тех настоящих бойцов с куклами в руках на передовой в минуты затишья перед боем  (просмотр видеоматериала).

Петрушка:  Что, правда, здорово? С экрана на нас смотрят настоящие бойцы. Они такие молодые, веселые! Как же хочется, чтобы они остались живы, ведь завтра они уйдут на фронт сражаться с врагом.

Воспитатель: Посмотрите на портрет. Он тоже кукольник. Это режиссер театра кукол города Екатеринбург Сергей Скобелин  (педагог предлагает детям посмотреть слайды). Когда началось война, он был призван на фронт, как и многие его друзья коллеги по театру. Всю театральную труппу разбросало по разным фронтам. А вот с одним из друзей Сергей Скобелин не расставался ни на минуту, это веселый Петрушка. Вместе с ним он пытался развеселить бойцов в минуты боевого затишья, держа его за пазухой, шел в атаку. Однажды кукла спасла Сергей жизнь. Попав под артиллерийский обстрел, Петрушка получил пулю в свою кукольную голову, тем самым защитив своего друга. Конечно же Сергей починил куклу, ведь Петрушка стал его талисманом-спасителем. Побывали они вместе и в плену. Немецкий офицер был крайне удивлен, увидев куклу: «Кругом война, а Вы в куклы играть пришли?», «Мы пришли побеждать» ответил Сергей и приготовился к смерти, ведь не мог стерпеть такой дерзости немецкий офицер, а Сергей решил:  «Помирать, так с музыкой». С. Скобелин жестоко избили, отправили в концлагерь, а куклу растоптали. Кстати, и там он сумел из подручного материала смастерить нового Петрушку и уже вместе с ним встретил освобождение. Эта кукла по сей день хранится в музее Екатеринбургского театра кукол, куда после войны вернулся Сергей Скобелин и стал главным режиссёром этого театра (педагог предлагает детям посмотреть слайды).

Таким образом,  сами куклы не шли в атаку, не стреляли во врагов, но находясь на передовой вместе со своим кукловодом они делали большое и важное дело – они приближали Победу.  

Рефлексия. И так, ребята, давайте вспомним, как называется профессия, с которой мы познакомились? Какими чертами характера и профессиональными навыками должны обладать люди этой профессии? Нужны ли были куклы на войне? Какую роль они сыграли в деле освобождения?

Петрушка: Понравилось вам, ребята, наше занятие? Надеюсь, много нового и интересного вы узнали о куклах и кукольниках. Рад был и я, с вами подружиться. До свидания.

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)

Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры

Воспитатель: Давайте проведем несколько подвижных игр, за каждую проведенную игру вы будите получать в качестве приза часть пазла. В конце прогулки мы с вами соберем пазл. Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась воинская служба театральных кукол на войне? Какими качествами должны обладать кукольники? (ответы детей) Воспитатель: главное в профессии артиста – умение перевоплощаться. Вот и посмотрим годимся ли мы в артисты.

Игры на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на асфальте. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.   

Игра «Мельница»

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»).  Уметь мгновенно остановиться по команде «стоп».

Игра «Маятник»

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

Игра «Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полу пальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы проявили чудеса ловкости и артистизма. Вручаю вашим командам пазлы. И это тоже задание: Кто быстрее соберет и узнает что изображено на них (на пазлах изображение Буратино и Арлекина)

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить создавать куклу из одноразовой ложки.

Оборудование и материалы: ложки одноразовые по числу детей, пластилин цветной, пряжа цветная, клеенка, салфетки одноразовые.

Планируемый продукт детской деятельности: кукла театральная штоковая.

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя и совместное обсуждение посещения Музея кукол.
  3. Самостоятельное рассматривание детьми фотоматериала «Кукляндия – волшебная страна».
  4. Самостоятельный выбор детьми материалов для изготовления куклы. Дети объясняют свой выбор, рассказывают о том, какой будет их кукла (веселая, грустная, задумчивая, злая и т.д.)
  5. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения работы материалы).
  6. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  7. Самостоятельное выполнение работы по собственному замыслу.
  8. Презентация детьми изготовленных кукол.
  9. Оформление выставки.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня на занятии мы узнали. Кто такой кукольник? Чем занимается? Из каких материалов может делать кукол? Какими качествами должен обладать, создавая куклу?

Презентация: выставка кукол.

Видео “Профессия Победы – Кукольник”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Пятница, 02 декабря 2022

Сайт дистанционного обучения