ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие слухачи ? Почему эта профессия очень редкая ? Что они делают? В чем заключалась их воинская служба? Что делали слухачи во время войны? Какой они вклад они внесли в ВОВ ? Какие самые известные подвиги слухачей мы знаем?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – СЛУХАЧ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с редкой профессией слухач .
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: иллюстрации, рупор, платок, будильник, презентация.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории. Участников военных событий – очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако память о войне и людях, прошедших войну не должна быть потеряна. Сегодня я хочу Вам рассказать об одной из самых редких профессий Великой Отечественной Войны –слухачи.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такие слухачи? (ответы детей)
Воспитатель : Слухачи, это люди, обладающие редчайшим слухом, с помощью которого они слышали звук подлетающего вражеского самолета.
Воспитатель: А вы знаете, о ком говорят «незрячий человек»?
Воспитатель: Да, ребята , это люди которые потеряли зрение или с рождения не видят .Тому, кто видит, очень трудно посмотреть на мир глазами незрячего человека. Мы не можем это сделать хотя бы потому, что незрячие люди не «смотрят » на мир, а воспринимают его при помощи других органов чувств. Эти чувства- слух, осязание, обоняние, а также чувство равновесия .
Воспитатель : послушайте отрывок стихотворения Софьи Бордаковой «Слухач» (воспитатель читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Представители этой самой, редкой военной специальности – на всю многомиллионную армию их было 2-3 сотни – не имели никакого отношения ни к прослушке, ни к доносам. Целью их острейшего слуха были вражеские самолеты.
Это сейчас просто. Радар видит все вокруг на сотни километров, а умные ракеты сами находят противника. Во время Великой Отечественной войны днем полагались на зрение, а ночью, когда в основном и были налеты, на слух.
Слухачи вращали многотонную установку и по горизонтали, и по вертикали, добиваясь, чтобы в ушах слышался звук одинаковой силы. Это означало – рупоры наведены точно на самолет. Затем через специальное устройство, учитывающее всякие помехи маленькую скорость звука, ветер, разные свойства воздуха зимой и летом – данные слухачей поступали на прожектор.
Прожектор повторял движения звукоулавливателя. И когда слухачи говорили: “Есть самолет, есть самолет”, начальники станции командовал: “Луч!”.
Пойманный прожектором самолет тут же подхватывали еще несколько лучей. Ослепленный летчик часто ронял свою машину в штопор. Ярко освещенный самолет был легкой мишенью и для зенитных орудий, и для истребителей, которые атаковали из темноты. Вокруг города – целые поля прожекторов, каждый мощностью 800 миллионов свечей. Но все-таки, первым звеном в этой необычайно действенной цепочке ПВО были слухачи
Насколько они верно определят направление на самолет, насколько ответственно выполнят свою работу, от этого зависела эффективность прожекторов”.
Само собой, нужны были люди с очень острым, лучше даже музыкальным слухом.
С их помощью человеческое ухо должно было не только уловить звук приближающей вражеской авиации, но и, по возможности разобрать, кто именно “на подлете” – бомбардировщик или самолет-разведчик. Во время Великой Отечественной войны благодаря работе слухачей были предотвращены сотни налётов и спасены тысячи жизни советских людей. Таким образом слухачи спасали тысячи жизней.
Воспитатель: Ребята, давайте мы проверим, наш слух и поиграем в игры
«Испорченный телефон»
Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего.
«Найти часы»
Нам понадобятся: механические часы типа «будильник», ведущий, платки: один, два или по количеству участников. Ведущий уберет будильник, а вы ребята с завязанными глазами должны найти часы по звуку. Варианты игры:
- впускать в комнату по одному; выигрывает тот, кто потратит меньше времени на поиски.
- впускать по двое, победитель в паре выходит в следующий тур. В зависимости от количества участников можно провести целый чемпионат.
- впустить всех одновременно с условием; искать молча, не производя шума, чтобы не мешать другим.
Воспитатель: Вам понравились игры? (ответы детей) Мы потренировали свои ушки, а теперь посмотрим презентацию о этой непростой и очень редкой профессии Присаживайтесь на стулья (просмотр презентации).
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Кто такие слухачи? Почему эта профессия очень редкая? Что они делали? В чем заключалась их воинская служба? Что делали слухачи во время войны? Какой они вклад они внесли в Великую Отечественную войну ? О каких известных подвигах слухачей мы узнали?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей) .С самого рождения нас окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение птиц, голоса животных, музыка, речь человека. Мы постоянно живем в мире звуков.
Давайте проведем несколько игр, проверим свой слух. Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась работа слухачей? Какими важными качествами они обладали? (ответы детей) Правильно, они имели абсолютный слух .
Игра «Где звонили »
Нам понадобиться: звоночек (колокольчик или дудочка).
Воспитатель: Давайте разделимся на группы, в каждой группе какой – ни будь звучащий инструмент. Выберем водящего. Ведущий должен закрыть глаза и угадать звучащий инструмент. Предлагаем ему закрыть глаза и угадать, где позвонили (указать направление) если ребенок правильно укажет направление, я подаю сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звони, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте посмотрим ваше чувство ритма и поиграем в игру «Тихо-громко»
Я буду стучать в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Под тихий звук вы должны идти а носочках, под громкий –полным шагом, под более громкий –бегом. Кто ошибется, становиться в конец колонны. Самые внимательные останутся впереди. Всем понятны правила игры ?
Воспитатель: Тогда начинаем !
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные и обладаете прекрасным слухом.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить конструировать рупор .
Оборудование и материалы: макет рупора, картон, клей- карандаш
Планируемый продукт детской деятельности: поделка
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя о том, что такое рупор, где и как его используют.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций рупора (какие раз они бывают ?).
- Выбор детьми материалов для изготовления поделки (цветной картон, клей ). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное изготовление поделок по собственному замыслу.
- Презентация детьми поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой редкой профессией ВОВ вы сегодня познакомились? Кто такие слухачи? Где они служат? Как они сражались с врагом? Какими качествами должны обладать слухачи?
Презентация: выставка поделок.