ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой спортсмен? Каким образом спорт помогал Победе над врагом? В чем заключается их воинская служба? Как они сражались с врагом? Какие самые известные подвиги спортсменов нам известны?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – СПОРТСМЕН»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией спортсмен.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: ИКТ оборудование, видеоматериалы, демонстрационный материал летних и зимних видов спорта, вещмешок, футбольный мяч, боксерские перчатки, гантели, кеды.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: С первых дней войны весь советский народ поднялся на борьбу с фашизмом. Не могли остаться в стороне и спортсмены. «Каждый спортсмен стоит в бою нескольких рядовых бойцов, а взвод спортсменов – надежнее батальона, если предстоит сложная боевая операция» – эти слова произнес Герой Советского Союза генерал армии И.Е. Петров, оценивая вклад воинов-спортсменов в победу в Великой Отечественной войне.
О том, что фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну, многие спортсмены узнали на своей спортивной базе в Кавголово, где они готовились к Всесоюзному параду физкультурников на Красной площади в Москве. И в тот же день сотни студентов и преподавателей подали заявления с просьбой направить их в действующую армию. А затем перед спортсменами была поставлена особая задача: сформировать партизанские отряды для действий в тылу врага. В считанные дни были созданы 13 отрядов общей численностью 268 человек.
Основная часть
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на демонстрационный материал) Дети, обратите внимание, какие виды спорта здесь изображены? (ответы детей) Спортсмены – это те люди, которые тренируются, они сильные, ловкие, быстрые и дружные, они одни из первых отправились на фронт.
Посмотрите, в руках у меня футбольный мяч (воспитатель достает из рюкзака старый футбольный мяч), он не просто мяч, а мяч с историей нескольких матчей во время Великой Отечественной войны. Вот история этого мяча: «В первые месяцы войны фашисты захватили Киев – среди пленных большая группа футболистов, которые не успели эвакуироваться или отправиться в регулярные части Красной армии. С окончанием боев в городе игроки устроились на хлебозавод №1, а с постепенным зарождением культурной жизни у населения вернулся интерес к спорту. Руководство завода зарегистрировало футбольную команду «Старт» – игроки получили экипировку и возможность тренироваться дважды в неделю.»
Еще один матч, в котором участвовал этот мяч прошел в Ленинграде в «середине весны 1942-го немецкая авиация забрасывала улицы Ленинграда бомбами и листовками «Ленинград – город мертвых». 31 мая несломленный народ ответил матчем «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Играли на запасном поле стадиона «Динамо» на Крестовском острове.»
Мяч этот побывал и на руинах Сталинграда. «2 мая 1943-го, всего через пару месяцев после окончания Сталинградской битвы, город отмечал майские праздники игрой московского «Спартака» с местным «Динамо», необходимо было поднять дух города и страны, показать, что Сталинград готов вернуться к мирной жизни. Сотни добровольцев привели стадиончик «Азот» в порядок, выровняв поле, засыпав воронки и убрав осколки, а саперы исследовали поле с миноискателями. Соперником выбрали популярный в стране «Спартак». До последнего момента не было понятно, состоится матч или нет – самолет москвичей задержали, так как поступила информация о готовящемся налете фашистов на Сталинград. Но «Спартак» прилетел на Волгу, привезя спортивный инвентарь в подарок. «Если русские играют в футбол в Сталинграде – значит, они уверены, что все будет хорошо», – написала английская газета Times. По оценкам очевидцев на трибунах собралось не менее 9-10 тысяч человек – в большинстве это были раненые солдаты и офицеры, а также чудом выжившие мирные жители.
Воспитатель: Еще в моем рюкзаке лежат кеды, гантели, боксерские перчатки и плавательные очки. Как вы думаете о каких видах спорта они расскажут свои истории? (ответы детей) Эти предметы могут рассказать о великих спортсменах, которые стали героями во время войны.
(воспитатель показывает детям кеды) Легендарный бегун Владимир Куц родился в 1927 году и попал на фронт уже в 16 лет. Обычное дело для того времени – приписал несколько лет к настоящему возрасту. На фронте долгое время работал связным, а уже ближе к концу войны стал артиллеристом, а талант к забегам на долгие дистанции обнаружился случайно. Куц выигрывал все возможные турниры среди военных. Только в 27 лет Владимир впервые познакомился с профессиональным тренером по лёгкой атлетике и уже через два года стоял на высшей ступени олимпийского пьедестала.
(воспитатель показывает детям боксерские перчатки) Именитый тяжелоатлет Иван Удодов был узником концлагеря Бухенвальд. Оказался в нём в 1941-м году, когда ему было всего 17 лет. К моменту освобождения, ни о каком спорте думать было невозможно – юноша не мог даже двигаться от полного истощения. После войны Иван на удивление быстро поправил здоровье и стал увлекаться тяжёлой атлетикой, окончил техникум физической культуры в Ростове. Тренировался и смог преодолеть отметку в 300 килограмм в силовом троеборье.
Ещё одна уникальная история и пример несгибаемого характера. Виктор Чукарин в юном возрасте попробовал большое количество видов спорта – от футбола до гребли, но истинное удовольствие ему приносила только спортивная гимнастика. Свой первый титул Чукарин завоевал в 1940-м году и сразу же получил звание «Мастера спорта». Во время Великой Отечественной войны гимнаст попал на фронт, где пережил все муки ада. Чукарин прошёл через 17 концлагерей, попал в Бухенвальд и вернулся домой полностью истощенным. Его вес составлял 40 килограмм.
Чукарин позже рассказывал, что даже в концлагере старался тренироваться, наблюдая за занятиями немецких надзирателей. Удивительно, но после войны ему за несколько лет удалось не только восстановить здоровье, но и вписать своё имя в историю мировой гимнастики. Чукарин выиграл на двух Олимпиадах семь золотых, три серебряные и одну бронзовую медаль.
(воспитатель показывает плавательные очки) Легендарный спортсмен и герой войны Леонид Мешков отправился на фронт добровольно в ранге прославленного чемпиона. Мешков завоевал 32 золотые медали на чемпионатах Советского Союза, установил мировые достижения. Самый известный случай с Леонидом Мешковым произошёл в Ленинградской области. Леонид получил огнестрельное ранение в руку, но не бросил товарища умирать. Вместо этого он проплыл с ним через реку и в итоге сумел спасти ему жизнь. После войны именем Мешкова назвали бассейн, находящийся в здании Московского Государственного Университета.
Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта, известный легкоатлет Николай Копылов сказал в своем интервью спортивному журналисту: «Не будь я спортсменом, значкистом «Готов к Труду и Обороне», вряд ли дошел бы до Берлина!» К этим словам прославленного воина наверняка присоединились не только его товарищи по оружию, но и все советские люди, ковавшие великую Победу на фронте и в тылу
Подвиги спортсменов… Сколько их было! Наши спортивные снаряды рассказали нам лишь несколько ярких примеров смелости и самоотверженности советских спортсменов на полях сражений в годы войны и спортивных достижений в мирное время.
Воспитатель: Ребята, скажите, а чтоб стать самым сильным, ловким и быстрым, что нужно делать? Правильно, заниматься спортом и каждое утро делать зарядку. Давайте, ребята, встанем все в круг (дети выполняют движения по показы педагога).
Просыпайтесь, поднимайтесь,
На зарядку собирайтесь!
Нужно распахнуть окошко,
Свежести впустить немножко.
Свежий воздух не простудит,
Он на пользу детям будет
Воспитатель: Молодцы! Весело зарядка прошла.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Как называется профессия, для которой нужно быть сильным, быстрым и ловким? Каких спортсменов вы запомнили?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить нашу спортивную тему. Мы сегодня говорили о том, что нужно заниматься спортом и делать зарядку. Вот и попробуем на нашей спортивной прогулке проверить, кто же самый быстрый, сильный и ловкий? Все согласны? (ответы детей) Для начала поиграем в игру.
Подвижная игра «Ловишки»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается «ловишка». Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а «ловишка» старается их поймать. Пойманный, становится «ловишкой». В конце игры говорят, какой «ловишка» самый ловкий.
Воспитатель: Молодцы, ребята, разминку сделали, а сейчас на эстафеты.
Эстафета «Самый быстрый»
(дети строятся в две колонны. На противоположной стороне стоят кегли. Нужно по очереди добежать до кегли, оббежать ее и передать эстафетную палочку другу)
Воспитатель: Мы проверили, кто самый быстрый, а сейчас посмотрим, кто самый ловкий.
Эстафета «Держи мяч»
(дети строятся в две колонны, добегая до первой кегли, участник оббегает ее один раз, добегает до перекладины и забрасывает мяч в корзину, возвращается обратно, передавая эстафету)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас проверим, какая команда самая сильная.
Эстафета «Перетягивание каната»
(дети строятся в две колонны. Команды берут канат, посередине стоит воспитатель. По команде перетягивают канат)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы все старались! Вручаются медали «Самым быстрым», «Самым смелым», «Самым ловким». Наше состязание закончилось, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать спортсменов.
Оборудование и материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, цветной картон, ножницы.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Путешествие на выставку в Государственный Русский музей «Спорт в русском изобразительном искусстве. Живопись» http://www.virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/sport_art Обсуждение работ художников.
- Рассказ воспитателя о различных видах спорта, спортивных снарядах и инвентаре, рассматривание иллюстраций в книгах.
- Самостоятельный выбор детьми иллюстрации, как образцов для рисунка. Дети рассказывают педагогу о своем выборе.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые материалы).
- Беседа воспитателя с детьми о безопасном использовании ножниц.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Презентация детьми выполненных рисунков, оформление выставки.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок с элементами аппликации.
Презентация: выставка детских работ.